Наверх

"Кстово (Второво) - Ярославль - Кириши - Приморск" (проект "Север")

Проект одобрен распоряжением Правительства РФ № 853-р от 24 июня 2002 года и включен в правительственную программу "Энергоэффективная экономика".

Flash-презентация проекта
Карта-схема

В настоящее время большая часть экспорта светлых нефтепродуктов России осуществляется через Вентспилский морской порт. По этой основной трубопроводной артерии на рынки Европы ежегодно направляется 45–50 % общего объёма экспорта. Перспектива развития экспортных рынков обуславливает необходимость наращивания экспорта нефтепродуктов. Фактически достигнутые за последние годы объёмы экспортных поставок через порты Балтийского моря составляют 25,5 млн. т. в год, а по прогнозным оценкам к 2010 г. они могут превысить 30 млн. т. в год, что подтверждается систематическим проведением работ по увеличению мощностей существующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и портов. Мощность Вентспилского порта уже сейчас превышает пропускную способность транспортного коридора.
В то же время Россия имеет на Балтике только Санкт-Петербургский терминал, куда нефтепродуктопроводным транспортом могут быть доставлены светлые нефтепродукты для перевалки на экспорт (не более 3 млн. т./год и только с ПО «Киришинефтеоргсинтез»). Отсутствие в РФ собственных трубопроводных экспортных направлений приводит к ежегодным потерям бюджета в размере 200 млн. USD, связанным с транзитными поставками нефтепродуктов через страны Балтии.
В этих условиях стратегической задачей России является развитие собственных экспортных перегрузочных комплексов светлых нефтепродуктов и создание нефтепродуктопроводных систем в экспортных направлениях. Это позволит повысить эффективность экспорта с обеспечением экономической независимости от стран ближнего и дальнего зарубежья.
Одним из перспективных направлений является строительство комплекса по отгрузке экспортных нефтепродуктов на Российском побережье Балтийского моря. В связи с этим, является наиболее рациональным строительство нефтепродуктопровода «Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск» с выходом в район морского порта г. Приморска Ленинградской области. Пропускная способность нефтепродуктопровода и мощность терминала – 24,6 млн. тонн. Первая очередь -- 17,0 млн. тонн в год. Первый пусковой комплекс – 8,4 млн. твг.
Данный порт на побережье Финского залива является оптимальным с точки зрения использования крупнотоннажных танкеров.
Создание новой трубопроводной системы по транспортировке и отгрузке экспортных нефтепродуктов отвечает экономическим и политическим интересам России, является общественно значимым. Проект призван не только организовать новый сегмент бизнеса, доходы которого повысят эффективность функционирования нефтепродуктопроводной сети и пополнят бюджет страны, но и усилить позиции России на международном рынке. Cоздание экспортной инфраструктуры (нефтепродуктопровода и грузового терминала) светлых нефтепродуктов будет представлять коммерческий интерес для нефтяных компаний. Опыт эксплуатации нефтепродуктопроводного транспорта ОАО «АК «Транснефтепродукт» доказывает постоянную востребованность мощностей в северо-западном направлении, что обусловлено высокой конкурентоспособностью нефтепродуктопроводного транспорта.
Экономичность, надёжность и экологическая безопасность с одной стороны, масштабы и быстрота окупаемости нового МНПП, с другой стороны, дают основания для утверждения, что проект «Север» имеет стратегическое значение для Российской Федерации.

Анализ возможных поставщиков нефтепродуктов

В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность Российской Федерации включает 26 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и ряд предприятий газовой промышленности, осуществляющих переработку газового конденсата. Из общего количества 16 НПЗ подключены к нефтепродуктопроводной сети ОАО «АК «Транснефтепродукт». Практически все крупные НПЗ объединены в составе вертикально интегрированных акционерных нефтяных компаний с нефтедобывающими и сбытовыми предприятиями. Суммарная мощность установок переработки нефтяного сырья на НПЗ России составляет около 320 млн. т (в пересчёте на сырую нефть), что потенциально позволяет получать до 120 млн. т моторных топлив (автомобильного бензина и дизельного топлива).
Определён круг потенциальных поставщиков, а также объёмы нефтепродуктов для загрузки предлагаемого к строительству магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) «Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск».
Потенциальными поставщиками нефтепродуктов для транспортировки по МНПП Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск являются: ОАО «Омский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ» /«НОВОЙЛ»/, ОАО «Уфимский НПЗ», ООО «Пермнефтеоргсинтез» (АО ЛУКОЙЛ), АО «Салаватнефтеоргсинтез», АО «Нижнекамскнефтехим» /«ТАИФ»/, ОАО «Нижегороднефтеоргсинтез» (АО ЛУКОЙЛ), ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» и ООО «Киришинефтеоргсинтез».

Район строительства

Трасса магистрального нефтепродуктопровода «Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск» проходит по территории семи областей России: Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Тверской, Новгородской и Ленинградской. Первая очередь строительства включает в себя строительство линейной части протяженностью 1056 км и грузового терминала в порту Приморск, предназначенного для приема, хранения и отгрузки на экспорт дизельного топлива.

Краткое описание участков трассы

Протяженность линейной части первой очереди строительства Второво (Владимирская область) – Приморск (Ленинградская область) -- 1056 км.
Трасса нефтепродуктопровода от головной перекачивающей станции «Кириши» (750 км) до конечного пункта – терминал «Приморск» проходит по четырем районам Ленинградской области. Конечный пункт – терминал «Приморск» (1056 км) располагается на землях Выборгского района.

Грузовой терминал в порту Приморск

Грузовой терминал в порту Приморск предназначен для безопасного и экологически чистого приема поступающих по магистральному трубопроводу «Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск» нефтепродуктов, их хранения и отгрузки в танкеры. Режим работы круглогодичный, круглосуточный.

При выходе на мощность 8,4 млн твг резервуарный парк будет иметь объем 240 тыс м3 и состоять из 12 вертикальных резервуаров емкостью 20 000 м3 каждый.

При выходе на мощность 17,0 млн твг резервуарный парк будет иметь объем 480 тыс. м3 и состоять из 24 вертикальных резервуаров емкостью 20 000 м3 каждый.

При выходе на полную мощность 24, 6 млн твг резервуарный парк будет иметь объем 720 тыс. м3 и состоять из 36 вертикальных резервуаров емкостью 20 000 м3 каждый.
На нефтебазе предусмотрен коммерческий учет нефтепродуктов в резервуарном парке и на линиях технологических трубопроводов, подающих нефтепродукты из резервуаров в танкерный флот.
Для снижения выбросов паров нефтепродуктов, уменьшения загрязнения окружающей среды резервуары оборудуются понтонами.
Для ликвидации проникновения нефтепродуктов в грунт и обеспечения защиты подземных вод, каре резервуаров защищается сплошным противофильтрационным экраном из полимерной мембраны на основе полиэтилена толщиной 1 мм.

Гидротехнические сооружения:
-- Два глубоководных грузовых причала с технологическим оборудованием для одновременного налива нефтепродуктов в танкерный флот, водопроводом для заправки судов водой питьевого качества.

-- Количество и пропускная способность наливных стендеров выбраны конкретно по каждому причалу в соответствии с ассортиментом наливных грузов, исходя из необходимости налива танкеров грузоподъемностью от 17 до 60 тыс. куб. м для первой очереди строительства. При выходе на полную мощность порт будет способен обслуживать танкеры грузоподъемностью до 105 тыс. куб. м

-- Причал вспомогательного флота и базы морспецподразделения (МСП) для выполнения швартовых работ, постановки боновых заграждений и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов

Очистные сооружения:
– комплекс современного оборудования отечественного и импортного производства, отвечающего экологическим требованиям с глубоководным рассеивающим выпуском очищенных промышленно-ливниевых и хозяйственно-бытовых стоков.

Генеральный проектировщик терминала – ОАО «Ленморниипроект».

Заказчик – ООО «БалттрансСервис».

Этапы строительства

В соответствии с проектом первая очередь строительства разбита на два пусковых комплекса, что позволит реализовать поставленную государством перед компанией задачу начать транспортировку 8,4 млн твг топлива в 2007 году.

1 пусковой комплекс первой очереди строительства
Мощность 8,4 млн твг.

1. Строительство линейной части «Второво – Приморск», протяженность 1056 км, диаметр 530 мм.
2. Реконструкция насосных станций «Тиньговатово» и «Второво».
3. Грузовой терминал мощностью 8,4 млн твг.
4. Строительство участка «Субханкулово – Альметьевск», протяженность 167 км.
5. Реконструкция станции «Субханкулово».
6. Строительство головной перекачивающей станции (ГПС) «Альметьевск».

2 пусковой комплекс первой очереди строительства
Мощность 17,0 млн твг

Строительство второй нитки на участке «Кириши – Приморск», протяженность 306 км, диаметр 530 мм)
2. Реконструкция участка «Кстово – Второво»
3. Увеличение пропускной способности на участке «Альметьевск – Кстово» (с 3,9 млн твг до 8,3 млн твг)
4. Увеличение пропускной способности на участке «Черкассы – Субханкулово» (с 9,0 млн твг до 12,9 млн твг)
5. Увеличение мощности терминала до 17,0 млн твг

1 пусковой комплекс
Мощность 8,4 млн твг.

предполагает транспортировку дизельного топлива в Приморск в объеме 8,4 млн.твг
1. Строительство линейной части «Второво – Приморск»
Строительство линейной части магистрального нефтепродуктопровода «Второво-Приморск». Протяженность трассы составляет 1056 км. Диаметр трубопровода – 530 мм. Мощность 8,4 млн твг
Реконструкция головной перекачивающей станции (ГПС) «Кириши» и строительство пяти перекачивающих станций: «Ярославль», «Некоуз», «Быково», «Песь», «Невская».

Генпроектировщик – ОАО «Гипровостокнефть» г. Самара.
Заказчик – ООО «Балттранснефтепродукт».

2. Реконструкция насосных станций «Тиньговатово» и «Второво»

Реконструкция магистральной насосной станции «Тиньговатово». В составе первого пускового комплекса предусматривается реконструкция магистральной насосной станции с заменой магистрального насосного агрегата.

Генпроектировщик – ОАО «Институт Нефтепродуктпроект», г. Волгоград
Заказчик -- ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт»

Реконструкция промежуточной перекачивающей станции (ППС) «Второво» со строительством нового резервуарного парка емкостью 60 тыс.м3. При выходе на полную мощность 24,6 млн твг емкость резервуарного парка будет увеличена до 80 тыс.м3.

Генпроектировщик – ОАО «Гипровостокнефть», г. Самара
Заказчик -- ОАО «Рязаньтранснефтепродукт»

3. Грузовой терминал в порту Приморск. Мощность 8,4 млн твг

Грузовой терминал в порту Приморск предназначен для приема, хранения и отгрузки на экспорт дизельного топлива.

При выходе на мощность 8,4 млн твг резервуарный парк будет иметь объем 240 тыс м3 и состоять из 12 вертикальных резервуаров емкостью 20 000 м3 каждый.

Нефтебаза:
Насосное оборудование выбрано максимальной производительностью 9700 м3/час. Всего 4 насоса, из них 2 насоса производительностью по 3600 м3/час каждый и 2 насоса производительностью по 1250 м3/час. На нефтебазе предусмотрен коммерческий учет нефтепродуктов в резервуарном парке и на линиях технологических трубопроводов, подающих нефтепродукты из резервуаров в танкерный флот.

Генеральный проектировщик терминала – ОАО «Ленморниипроект».
Заказчик – ООО «БалттрансСервис».

4. Новое строительство участка «Субханкулово – Альметьевск»

Загрузка проекта «Север» будет обеспечена не только благодаря подключению к трубопроводной системе НПЗ в городах Ярославль и Кириши, но и путем увеличения пропускной способности уже существующей системы продуктопроводов до г. Кстово. Только на участок «Андреевка – Черкассы (Уфа) – Субханкулово – Альметьевск - Кстово» подаются нефтепродукты с семи российских нефтеперерабатывающих заводов: ОАО «Омский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ» /«НОВОЙЛ»/, ОАО «Уфимский НПЗ», ООО «Пермнефтеоргсинтез» (АО ЛУКОЙЛ), АО «Салаватнефтеоргсинтез», АО «Нижнекамскнефтехим» /«ТАИФ»/.
В составе данного проекта предполагается новое строительство участка «Субханкулово-Альметьевск».
В состав проекта на участке «Субханкулово-Альметьевск» входит:
-- строительство линейной части трубопровода от ЛПДС «Субханкулово» до точки врезки в НПП «Нижнекамск-Альметьевск-Кстово» протяженностью 167 км (строительство закончено и участок введен в эксплуатацию в декабре 2004 года);
-- реконструкция ЛПДС «Субханкулово».

Генпроектировщик – ОАО «Институт Нефтепродуктпроект», г. Волгоград
Генподрядчик - ФСК (Финансово-строительная корпорация) «Нефтегазстрой-Восток».

5. Реконструкция линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Субханкулово».
В составе первого пускового комплекса предусматривается строительство резервуарного парка емкостью 40 тыс. м3, магистральной и подпорной насосных станций и прочих сооружений. После полной реконструкции емкость резервуарного парка составит 100 тыс.м3.

6. Строительство головной перекачивающей станции (ГПС) «Альметьевск».
В составе первого пускового комплекса предусматривается строительство резервуарного парка емкостью 30 тыс. м3, магистральной и подпорной насосных станций и прочих сооружений. После полной реконструкции емкость резервуарного парка составит 120 тыс.м3.