Наверх

"Битва за единство"

Дата публикации: 21 Августа 2013

В сентябре 2013 года ОАО «АК «Транснефтепродукт» отмечает двадцатилетие. Сегодня это один из крупнейших в мире операторов системы магистральных нефтепродуктопроводов (мнпп), стабильный холдинг, объединяющий предприятия по всей россии и имеющий собственную сеть в ближнем зарубежье. В настоящее время дочернее общество «транснефти» решает стратегические задачи развития, наращивания мощностей. А 20 лет назад главной целью было выживание. Неимоверные усилия понадобились для того, чтобы сохранить целостность российской системы мнпп, наладить хоть какую-то производственную деятельность.

ОАО «АК «Транснефтепродукт» эксплуатирует более 19 тыс. км магистральных нефтепродуктопро­водов, из которых почти 16,5 тыс. – на территории России. Остальные находятся на территориях сопредельных государств:  по 1,2 тыс. км – на Украине  и в Беларуси, более 300 км – в Казахстане. Ежегодно по системе перекачивается более 30 млн. т светлых нефтепродуктов (дизельное топливо, автобензины, авиационное топливо), принимаемых в систему  от 16 российских и двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Транспортировку и хранение топлива обеспечивают 98 насосных станций и резервуарные парки общей вместимостью 4,7 млн. м3. Перевалка нефтепродуктов осуществляется на морском терминале в Приморске, на семи железнодорожных эстакадах  и 28 автоналивных пунктах.

ПРАВО НА ТРУБУ

Кризис начала 1990-х, когда на глазах гибла промышленность страны, разваливались производства, не обошел стороной и нефтяную отрасль. Некогда единая система нефтесбыта была разделена государственными границами. Многие объекты, имевшие непосредственное отношение к трубопроводному транспорту – нефтебазы, наливные эстакады, автозаправочные станции, перешли в собственность частных компаний и региональных администраций. Загрузка магистральных нефтепродуктопроводов резко снизилась, а на некоторых участках и вовсе сошла на нет.

Пик проблем пришелся на 1992 год, когда остро встал вопрос о том, кому должны принадлежать участки магистральных трубопроводов, пролегающих за пределами России. Нефте- и газопроводы вместе с эксплуатирующими их предприятиями автоматически перешли в собственность тех республик, на территории которых они располагались, но с системой МНПП было сложнее. Дело в том, что магистральные нефтепродуктопроводы транзитно-экспортного назначения во все времена (за исключением короткого периода существования Госкомнефтепродукта СССР с 1981 по 1988 год) находились в подчинении российских ведомств и ими же финансировались. Тем не менее власти сопредельных государств сразу предъявили на них свои права. Первой это сделала Латвия, затем Беларусь, Украина и Казахстан.

Доходило до довольно странных со стороны чиновников поступков. Например, тогдашний министр энергетики Латвии своим приказом национализировал участок нефтепродуктопровода от границы с Беларусью до города Вентспилса. Начались проблемы и в самой Беларуси. Россия была вынуждена прекратить транспортировку нефтепродуктов на участке Унеча – Полоцк – Вентспилс вплоть до решения конфликтного вопроса.

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА ИЗ ЛАТВИИ

Вспоминает непосредственный участник тех событий, первый президент ОАО «АК «Транснефтепродукт», а сегодня советник президента акционерного общества Ильдус Ишмухаметов, отдавший трубопроводной отрасли 46 лет жизни:

– Некоторые авторитетные российские чиновники и даже крупные специалисты в то время заявляли, что не стоит терять время и прилагать усилия на борьбу за эту собственность. Но мы, сотрудники «Главнефтепродуктопровода», остававшиеся к тому периоду на своих рабочих местах, как специалисты понимали, что без этих транзитно-экспортных участков система нефтепродуктопроводов не сможет нормально функционировать. А неработающие трубопроводы никому пользы не принесут, но при этом будут требовать существенных затрат на поддержание их в рабочем состоянии.

Выход из ситуации был только один – пытаться объяснить это заинтересованным сторонам. Пришлось использовать все имеющиеся связи в деловых и политических кругах, в СМИ как в России, так и во вновь образованных государствах. Одной из первых начала решать проблемы Латвия.

– Там нам очень помог писатель Михаил Задорнов, – говорит Ильдус Ишмухаметов. – Уроженец Риги (Юрмалы), он многое в то время делал для защиты прав русскоязычного населения. Удалось подключить и латвийских крупных бизнесменов. Под давлением общественности правительство Латвии отменило приказ своего министра.

В итоге стороны сели за стол переговоров. Проблемы начали решаться на уровне правительств. В сжатые сроки было подготовлено и 2 июня 1993 года подписано Межправительственное соглашение о совместной эксплуатации нефте- и нефтепродуктопроводов, проходящих по территории Латвии. А 9 марта 1994 года был подписан договор об учреждении совместного предприятия по транспорту нефти и нефтепродуктов «ЛатРосТранс», которое успешно существует и в настоящее время. Подписание межправительственных соглашений позволило стабилизировать ситуацию в Беларуси, на Украине и в Казахстане.

С НУЛЕВОЙ ОТМЕТКИ

Пока решались межгосударственные вопросы, в Минтопэнерго России с 1992 года шла работа по подготовке к преобразованиям государственных предприятий ТЭК в акционерные общества. 30 августа 1993 года было подписано Постановление Совета Министров – Правительства РФ № 871 «Об учреждении акционерной компании по транспорту нефтепродуктов «Транснефтепродукт». Это был важнейший шаг, но к тому времени система МНПП была уже в полуживом состоянии, поэтому начинать работу пришлось практически с нуля. Президентом вновь созданного акционерного общества был назначен Ильдус Ишмухаметов. По его словам, на тот момент у сотрудников центрального аппарата не было ни автотранспорта, ни компьютеров, ни оргтехники, а ютились все они в одной арендованной комнате. Регистрацию «Транснефтепродукта» проводили за счет собственных средств работников, в складчину.

– В начале 1990-х объемы топли­ва в системе резко сократились, рассказывает Ильдус Тухфатович. – Дочерние предприятия были на грани банкротства, на некоторых из них уже были попытки ввода внешнего управления из-за несостоятельности. У компании не было никаких финансовых ресурсов. При разделе имущества ликвидируемого концерна «Роснефтепродукт», в составе которого находились предприятия МНПП, нам достались одни обязательства и долги.

ТРУБОПРОВОДНЫЙ СЕПАРАТИЗМ

За единство системы внутри страны пришлось бороться не меньше, чем с зарубежными соседями. Многократные попытки региональных властей объявить местной собственностью наиболее привле­кательные участки МНПП предпринимались в Татарстане и Башкортостане, Ленинградской области. А московские власти даже успели подготовить проект Указа Президента России о передаче не­фтепродуктопроводов ОАО «Мос­транснефтепродукт» в ведение городской администрации и зави­зировать его в Правительстве РФ. Но «Транснефтепродукт» выстоял и здесь.

– Была полная уверенность: как кровеносная система не сможет функционировать отдельными участками, так и система МНПП, разделенная на части, обречена, – продолжает Ильдус Ишмухаметов. – Как аргумент о необходимости государственного подчинения системы мы приводили и второе, стратегическое назначение нефтепродуктопроводов – они обеспечивают топливом оборонный комплекс страны в случае возникновения чрезвычайной ситуации. К решению проблемы удалось подключить Министерство обороны, ФСБ, Минтопэнерго, Росгосимущество, Госдуму и Совет Федерации.

 

В итоге единство системы трубо­проводного транспорта нефтепродук­тов удалось тогда отстоять и сохра­нить как внутри страны, так и за ее пределами. Главная задача первого этапа была решена. Можно было немного отдышаться и сконцентри­роваться на развитии акционерного общества.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ…

Через два года в «Транснефтепродукт» стали проситься на работу из других предприятий. Это был уже показатель успеха, особенно на фоне общего развала. Компания стала развиваться, она не только решила внутренние проблемы в дочерних предприятиях, но и привлекла новых клиентов.

Расширялись и укреплялись связи с нефтяными компаниями, нефтеперерабатывающими заводами, коммерческими организациями, была разработана гибкая тарифная политика. «Транснефтепродукт» и его дочерние общества старались повысить конкурентоспособность своих услуг за счет ускорения доставки нефтепродуктов при сохранении их высокого качества. Увеличился объем перекачки, возросла прибыль, и появилась возможность взяться за ремонт и расширение системы.

– В то время тарифы были совсем мизерные, и мы были ограничены со всех сторон, но, несмотря на это, развитие шло, – вспоминает Ильдус Ишмухаметов.

К концу 1990-х годов были начаты строительство МНПП Сокур – Кемерово, реконструкция МНПП Кириши – Ленинград, сооружение лупингов и замена отдельных участков и подводных переходов нефтепродуктопроводов Унеча – Дисна, Уфа – Западное направление, Альметьевск – Горький. Построили и совершенно новый объект ЛПДС «8Н» на границе России и Беларуси, обустроили таможенный пункт.

К  НАГРАДАМ

– Рассказывая о проблемах и трудностях, которые нам пришлось преодолеть, нельзя не отметить тех работников, на плечи которых легла основная нагрузка по обеспечению сохранности системы, созданию и становлению компании, – подчеркивает Ильдус Тухфатович. – Это, прежде всего, бывшие работники «Главнефтепродуктопровода», оставшиеся после упразднения концерна «Роснефтепродукт» и зачисленные в первых рядах в штат ОАО «АК «Транснефтепродукт»: Станислав Исаев, Сергей Макаров, Нина Птичкина, Людмила Кайгородова, Анна Некрасова, Екатерина Кольцова и многие другие. Это ветераны нефтепродуктопроводного транспорта, на тот момент уже долгое время проработавшие в системе. Это также те сотрудники, которые не побоялись прийти на предприятие в такой трудный период. Их объединяет одно – вопреки всему они верили, что поставленные цели будут достигнуты. И в том, что удалось по кусочкам собрать полуразрушенную систему, заслуга именно этих людей, которые искренне болели за свое дело. Когда мы только организовывались, то даже не предполагали, что будем отмечать хотя бы свое пятилетие, а подошли к нему со стабильно возраставшими показателями, успешно и без потерь пережили дефолт 1998 года и не имели никаких задолженностей в бюджеты всех уровней.

Труд тех, кто боролся за «Транснефтепродукт», а затем выводил его из производственной комы, был по достоинству оценен руководством отрасли и страны. В 1998 году к пятилетию холдинга Минпромэнерго ходатайствовало о награждении 25 работников ОАО «АК «Транснефтепродукт» государственными наградами. В январе 2000 года компания получила благодарственное письмо от Владимира Путина, в то время Председателя Правительства РФ. Этап становления был пройден, нужно было двигаться дальше

Журнал ТТН №9 2013 г.