Наверх

"Трудности переходного периода"

Дата публикации: 18 Июня 2013

Нефтеперерабатывающая промышленность России модернизируется и переходит на выпуск топлива более высокого класса. ОАО «АК «Транснефтепродукт» стоит перед необходимостью расширения существующих мощностей. О том, когда и как это будет происходить, корреспонденту «ТТН» рассказал вице-президент акционерного общества Владимир Назаров.

 

Владимир Александрович, еще сравнительно недавно подавляющее большинство российских заводов, сдававших нефтепродукты в систему МНПП, выпускали топливо, далекое от международных стандартов. Насколько изменилось положение дел сейчас?

Ситуация в российской нефтепереработке планомерно изменяется в сторону увеличения объемов производства именно высококачественного продукта, соответствующего классу 5 («Евро-5» в международной квалификации), происходит устойчивый рост его экспорта. Первыми, еще в 2008 году, сдавать высококачественное топливо в систему стали три завода – Ярославский, Рязанский и Нижегородский. Оно транспортировалось по нефтепродуктопроводам системы «Север» (Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск). В прошлом году перешли на выпуск качественного топлива и подключились к системе ТАИФ-НК и Пермский НПЗ. 1 января 2013 года в перекачку включился Омский НПЗ, а в апреле присоединились уфимские НПЗ. Заявки на транспортировку в Приморск подает уже и Московский НПЗ. В ближайшей перспективе перейти на производство топлива класса 5 планирует ОАО «Газпром нефтехим Салават».

Какая доля дизельного топлива в системе МНПП соответствует классу 5?

Сегодня это более 25%, и практически весь этот объем уходит на экспорт через проект «Север» и терминал светлых нефтепродуктов в Приморске.

Когда система МНПП полностью перейдет на транспортировку этого вида «дизеля»?

Официальная дата названа. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» с 1 января 2016 года нефтеперерабатывающие предприятия не смогут выпускать дизельное топливо качества ниже класса 5. Соответственно, вся система будет переведена на этот стандарт буквально через пару месяцев после этого, а продукт, имеющий качественные характеристики ниже заявленного стандарта, будет окончательно вытеснен из системы.

Тот же технический регламент последним сроком обращения на рынке топлива класса 3 называет 31 декабря 2014 года. То есть по логике класс 3 будет заменен на класс 4?

Нефтепродуктопроводная система вряд ли будет переходить на промежуточный класс 4, за исключением отдельных участков. Учитывая востребованность топлива класса 5 как на внешнем, так и на внутреннем рынке, с подавляющей части заводов в систему нефтепродуктопроводов сразу будет приниматься дизельное топливо именно этого класса. Так что уже к концу 2014 года в 90% системы будет транспортироваться топливо класса 5.

 

Что этот переход означает для АК «Транснефтепродукт»?

Одна из наших главных задач – подойти к этому качественному переходу подготовленными, с обновленным оборудованием, с готовой во всех отношениях системой. Но надо понимать, что нам придется в этой ситуации уже не только соответствовать постоянно растущим требованиям качества, но и думать о повышении производительности нефтепродуктопроводов. И здесь перед «Транснефтепродуктом» встает ряд очень непростых вопросов, которые придется решать в самое короткое время.

С качеством – понятно. А с чем связано требование по повышению производительности?

Дело в том, что производство топлива нового качества связано со строительством установок вторичной переработки, а это автоматически добавляет выход светлых нефтепродуктов, производимых на НПЗ. То есть, повышая качество продукта, заводы автоматически увеличивают и объем производимого топлива. Мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы эти дополнительные объемы, полученные в результате модернизации на заводах, по максимуму были сданы в систему трубопроводного транспорта. А для этого мы должны предоставить клиенту инфраструктуру, готовую для транспортировки этого топлива.

По нашим расчетам, к 2016 году на заводах, уже подключенных к нашей системе, только в результате модернизации переработки (увеличение глубины) дополнительно будет произведено порядка 5 млн. т дизельного топлива. И мы должны быть готовы принять этот объем и обеспечить доставку топлива в конечные пункты. Отсюда следует неминуемое увеличение пропускной способности системы, а следовательно, ее расширение, и начинать расширяться нужно уже сейчас. Но приходится констатировать, что собственных средств, которые мы можем в это инвестировать, у нас недостаточно.

Можно ли надеяться на помощь головной компании?

ОАО «АК «Транснефть» могло бы и готово помочь «Транснефтепродукту» в этом вопросе, но для этого нужно изменить законодательство. Ведь согласно По­становлению Правительства РФ № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов» головная компания не может направлять доходы от перекачки нефти на развитие системы нефтепродуктопроводов. Вопрос о внесении изменений в это постановление до сих пор остается открытым.

Но наверняка прорабатываются какие-то альтернативные варианты…

Да, мы вместе с головной компанией отрабатываем такие варианты. Один из них – изменение методики формирования тарифов на транспортировку нефтепродуктов. Сегодня существует ограничение: тариф на перекачку нефтепродуктов по системе МНПП не должен превышать 70% стоимости их железнодорожной перевозки. То есть наш тариф рассчитывается с коэффициентом 0,7 от железнодорожного. Уход от этого ограничения частично решил бы проблему. Даже небольшое повышение этого коэффициента позволило бы «Транснефтепродукту» получить дополнительную прибыль, которую можно направить на расширение системы. Но этого, к сожалению, все равно будет недостаточно.

Одновременно прорабатывается вариант использования для транспортировки светлых нефтепродуктов инфраструктуры головной компании. Идея эта не нова. Еще в советские времена, когда встал вопрос об увеличении перевалки топлива, часть нефтепроводов была переквалифицирована в нефтепродуктопроводы: «Транснефтепродукт» использует их по сей день. Но сейчас я бы вопрос ставил гораздо шире. Это можно называть некой синергией – совместной эксплуатацией нефтяной и нефтепродуктопроводной труб. Все это способствует решению проблемы, но, повторюсь, не решает ее полностью.

Можно ли, подводя итог нашей беседе, сказать, что проблема расширения системы МНПП все-таки будет решена в ближайшее время?

Вопросы эти очень непростые, специалисты «Транснефти» и «Транснефтепродукта» работают над ними не первый год. Сейчас можно констатировать только одно: поиск решений продолжается. Расширение системы МНПП неизбежно, сегодня это ясно всем, поэтому можно не сомневаться в том, что препятствия, мешающие этому процессу, рано или поздно будут устранены.

Беседовал Вадим Оноприюк

 

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

 

Первое осмысленное движение к европейскому качеству топлива в РФ началось после 2005 года, когда за государственный стандарт было принято топливо класса 2 («Евро-2» в европейской классификации) с содержанием серы не более 500 ppm. Тем не менее переходный период сильно затянулся: вплоть до 2008 года практически все дизельное топливо (основной экспортный продукт), которое транспортировалось по трубопроводной системе «Транснефтепродукта», имело низкую глубину очистки. Это топливо за рубежом покупали в основном как сырье для дальнейшей переработки. Экспортируя нефтепродукты низкого качества (в то время когда класс 5 –10 ppm – был уже основным стандартом европейских стран), российские нефтепереработчики не только основательно портили свой имидж, а вместе с ним и имидж страны, но и недополучали существенную прибыль из-за разницы в цене высоко- и низкосортного топлива.

Прорыв был совершен в мае 2008 года, когда заработал проект «Север» (МНПП Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск). По нефтепродуктопроводам этого проекта транспортировалось только высококачественное дизельное топливо с содержанием серы не более 10 ppm, соответствующее классу 5. Правда, произошло это лишь на отдельных участках. Но уже в 2009 году стартовала согласованная с нефтяными компаниями программа повышения качества нефтепродуктов во всей системе МНПП.

Ощутимый толчок реализации программы дали заключенные в июле 2011 года четырехсторонние соглашения между крупнейшими нефтегазовыми компаниями России, Росстандартом, Ростехнадзором и ФАС о стабилизации рынка топлива. В документе в том числе говорилось о необходимости модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов. В том же году «Транснефтепродукт» перевел практически всю систему на транспортировку дизельного топлива с содержанием серы не более 500 ppm (класс 2), а уже в 2012-м – на 350 ppm (класс 3). На отдельных направлениях (Московская область) транспортировалось топливо и класса 4 (50 ppm). Именно с прошлого года началось поступательное движение к переходу всей нефтепродуктопроводной системы на транспортировку топлива с содержанием серы 10 ppm (класс 5).

ТТН, 06-2013