Наверх

"Товарно-транспортный модерн"

Дата публикации: 18 Июня 2013

ОАО «АК «Транснефтепродукт» ведет масштабную модернизацию и обновление на всех направлениях своей товарно-транспортной деятельности. 

Начальник товарно-транспортного управления ОАО "АК "Транснефтепродукт" Виталий Тиунов 

В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

 

За четыре ближайших года диспетчерское управление магистральными нефтепродуктопроводами должно выйти на совершенно новый уровень. Это предусмотрено программой создания системы диспетчерского контроля и управления (СДКУ), которую в этом году реализует ОАО «АК «Транснефтепродукт» (ТНП). Одним из первых изменится центральный диспетчерский пункт (ЦДП), расположенный в главном офисе акционерного общества.

– Мы планируем уже до конца следующего года установить новое оборудование – видеостену, новые мониторы, – говорит начальник товарно-транспортного управления ОАО «АК «Транснефтепродукт» Виталий Тиунов. – Здесь будет все как и должно быть в настоящем центре диспетчерского управления. На ЦДП будут замкнуты все дочерние общества, и диспетчер будет в режиме реального времени контролировать перекачку топлива по всей нефтепродуктопроводной системе.

Пока же центральный диспетчерский пункт выглядит как обычный рабочий кабинет. Диспетчер отдает все команды и принимает информацию от коллег из дочерних обществ по телефону и селектору.

– Диспетчеры работают посменно, в круглосуточном режиме, – поясняет начальник диспетчерской службы, главный диспетчер ОАО «АК «Транснефтепродукт» Валерий Блохин.

– Все оперативные задания доводятся до сведения коллег в дочерних обществах, те в свою очередь отчитываются перед центральным диспетчером по всем производственным процессам.

К ПОЛНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ

Уровень автоматизации системы МНПП в настоящее время не соответствует современным требованиям. Пока ЦДП «видит» в реальном режиме только СДКУ ООО«Балттранснефтепродукт» – на сегодняшний день самой молодой и современной «дочки» АК «Транснефтепродукт». Производственные процессы, происходящие на других территориях, не отражаются онлайн, и диспетчерская работа ведется, что называется, по листу.

Одна из задач реализуемой программы, которая сегодня выполнена опять же только в «Балттранснефтепродукте», – перевести управление технологическими процессами в территориальные диспетчерские пункты (ТДП) дочерних обществ. Пока же диспетчеры осуществляют оперативное руководство и контроль за перекачкой, а все технологические переключения выполняются на станциях по команде, поступающей из ТДП. 

Сегодня в полном объеме современная СДКУ реализована только в ООО «Балттранс-нефтепродукт» и его дочернем обществе«БалттрансСервис». На фото: диспетчер Виталий Тарасенко издиспетчерской службы ООО «БалттрансСервис». 

Чтобы облегчить работу диспетчеров уже сегодня, и в головном, и в дочерних обществах внедряют автоматизированную систему контроля устранения неисправностей (АСКН), которая является подсистемой СДКУ. Она будет фиксировать и передавать информацию о состоянии трубопроводной системы. В ожидании ее запуска в промышленную эксплуатацию ведется усиление диспетчерских служб.

– Сотрудники, которые в составе служб АСУ ТП следили за системой обнаружения утечек, будут постепенно переводиться в диспетчерскую службу, – рассказывает Валерий Блохин.

– Основной диспетчер будет в большей степени заниматься управлением технологическими процессами, а второй диспетчер будет контролировать системы обнаружения утечек, АСКН и заниматься производством работ на объектах МНПП.

ПУТЬ К ЕДИНСТВУ

Начальник управления балансов и учета нефтепродуктов ОАО «АК «Транснефтепродукт» Константин Лесных 
 

К концу 2014 года СДКУ будут созданы в ОАО «Мостранснефтепродукт», ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт», ОАО «Рязаньтранснефтепродукт». В 2015 году – в двух самых больших обществах ТНП: ОАО «Уралтранснефтепродукт» и ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт». В 2016-м очередь дойдет до самой восточной «дочки» – ОАО «Сибтранснефтепродукт». Все ТДП дочерних обществ станут управляющими, а все технологические процессы будут в автоматическом режиме передаваться на пульт ЦДП – это означает, что диспетчер ТНП получит возможность отслеживать весь процесс транспортировки нефтепродуктов в режиме реального времени. В 2016 году начнется модернизация СДКУ ООО «Балттранснефтепродукт» и строительство новой СДКУ ООО «БалттрансСервис».

– Задача эта непростая, – отмечает Виталий Тиунов. – Основная сложность при организации СДКУ «Транснефтепродукта» – недостаточно высокий уровень телемеханизации линейной части, резервуарных парков ЛПДС и ППС. При этом нужно иметь в виду, что системы диспетчерского управления дочерних обществ «Транснефтепродукта» устанавливались в разное время и в большинстве своем требуют в современных условиях технического перевооружения. Они сегодня не только не пересекаются друг с другом, но и зачастую работают на разных программных продуктах. Поэтому главная задача – привести все системы управления нефтепродуктопроводами к единому знаменателю, а главное, к единой программной базе.

Делаться все это будет на основе программных продуктов, которые используются в «Транснефти». При необходимости, когда эта работа будет в 2017 году завершена, система диспетчерского управления «Транснефтепродукта» может быть интегрирована в СДКУ головной компании.

СЧИТАТЬ ПО-НОВОМУ

Полным ходом в «Транснефтепродукте» идет и обновление системы учета нефтепродуктов.

– К полной автоматизации учета мы еще только двигаемся через внедрение и развитие автоматизированной системы контроля исполнения договоров (АСКИД-ТНП), – рассказывает начальник управления балансов и учета нефтепродуктов Константин Лесных. – С ее вводом у нас появилась возможность контролировать и отслеживать движение нефтепродуктов на всех стадиях транспортировки: прием, перемещение, сдачу на конечных пунктах – осуществлять расчет маршрутных потерь. Также автоматизирован и централизован целый ряд учетных операций, которые еще два года назад приходилось оформлять вручную и собирать средствами традиционной телефонии и электронных сообщений по медленным каналам связи со всех приемо-сдаточных пунктов нефтепродуктов.

Одновременно внедряются системы измерения количества и показателей качества нефтепродуктов (СИКН). Одно из направлений этой работы – строительство и реконструкция узлов учета на ПСП нефтеперерабатывающих заводов. НПЗ внедряют СИКН самостоятельно, по техническим заданиям, согласованным с АК «Транснефтепродукт». 

В 2012 году уже были построены и введены в промышленную эксплуатацию СИКН на всех трех НПЗ уфимской группы, в настоящее время осуществляется совместная поверка средств измерений на построенной СИКН Омского НПЗ. Достигнуты договоренности о строительстве СИКН с нефтяными компаниями ОАО «НК «Роснефть» (самарская группа НПЗ), ОАО «Газпром нефтехим Салават» и ОАО «Сургутнефтегаз» («Киришинефтеоргсинтез»). На последнем уже ведутся проектные изыскания. Кроме того, в связи с возросшими требованиями к узлам учета будет проведена реконструкция действующих СИКН на Ярославском, Московском и Нижегородском НПЗ. – Согласно планам до 2015 года системами учета будут оборудованы все принимающие ПСП, – сообщает Константин Лесных. – Кроме узлов учета на заводских пунктах приема, мы реконструируем и строим СИКН внутри системы – на пунктах приема-сдачи между дочерними обществами. В этом году планируем реконструировать системы учета на МТП «Приморск», ГПС «Нижнекамск», ППС «Второво», ЛПДС «Прибой», новую СИКН построят на ПС «Кстово». Стационарные узлы учета мы устанавливаем там, где осуществляются регулярные операции приема-сдачи больших объемов нефтепродуктов. Кроме того, НИИ ТНН разработал мобильную СИКН, которая в настоящее время находится на стадии приемочных испытаний в одном из наших дочерних обществ. Эту мобильную установку мы сможем использовать при сдаче небольших объемов нефтепродуктов, например на попутные нефтебазы.

КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Еще одно направление товарно-транспортной деятельности – контроль качества нефтепродуктов.

– Заводы модернизируются, переходят на выпуск топлива более высокого качества, и мы со своей стороны должны соответствовать, – рассуждает Виталий Тиунов. – Все надо делать вовремя.

По Программе технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта «Транснефтепродукта» проводится замена лабораторного оборудования на более современное, удовлетворяющее требованиям европейских стандартов. Предполагается не только модернизация лабораторий в существующих помещениях, но и строительство новых. Одной из первых отметит новоселье испытательная лаборатория ОАО «Мостранснефтепродукт» на ЛПДС «Володарская». Переехать в новое помещение подразделение планирует уже в 2014 году.

Испытательные лаборатории расширяют область аккредитации по методам испытаний. За последние несколько лет большинство из них получили аккредитацию по российским стандартам, а к концу 2017 года все они должны быть аккредитованы уже в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза.

Таким образом, в ближайшие несколько лет модернизация затронет все направления товарно-транспортной деятельности МНПП. Совсем скоро мы увидим обновленный, помолодевший «Транснефтепродукт», соответствующий всем веяниям нового времени и способный решать самые непростые задачи, которые ставит государство перед нефтеперерабатывающей промышленностью страны и, соответственно, перед трубопроводным транспортом нефтепродуктов.

Вадим Оноприюк

 

ПОСТАВЩИКИ

Основными поставщиками нефтепродуктов в трубопроводную систему ОАО «АК «Транснефтепродукт» являются нефтяные компании ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина

(ОАО «ТАНЕКО»).

 

ЭКСПОРТ

В 2012 году поставки нефтепродуктов в экспортных направлениях составили 62% от общего транспорта нефтепродуктов по системе МНПП ОАО «АК «Транснефтепродукт».

Экспорт в страны Северо-Западной Европы осуществляется через морские порты Приморск, Вентспилс (Латвия), а также через железнодорожный наливной пункт «Брянск» – в прибалтийские порты. Через железнодорожный наливной пункт «Никольское» нефтепродукты доставляются до порта Новороссийск и далее – в страны Средиземноморья, а также трубопроводным транспортом в Венгрию, Украину, Беларусь и Казахстан.

 

НАЛИВ

В ОАО «АК «Транснефтепродукт» семь действующих железнодорожных наливных пунктов (из восьми существующих). Крупнейшие – «Никольское», «Брянск», «Сокур», «Челябинск». В ТНП действуют 28 автомобильных наливных пунктов (из 32 существующих). Крупнейшие расположены на ЛПДС «Володарская», «Красный Бор», «Черкассы», НС «Нагорная» и «Солнечногорская». В 2013 году Комплексная программа ТПРиКР объектов МНПП ОАО «АК «Транс- нефтепродукт» предусматривает реконструкцию станции налива нефтепродуктов в автоцистерны на ЛПДС «Володарская», а в 2015-м – строительство железнодорожной эстакады для налива нефтепродуктов на НП «Сокур».

Журнал ТТН, 25-06-2013