Наверх

Накачали на срок

Дата публикации: 15 Апреля 2011 Распечатать

В Шумихинском районном суде оглашен приговор в отношении зауральцев, воровавших дизельное топливо в огромных количествах. Осудили четверых граждан, похищавших дизтопливо из магистрального нефтепродуктопровода «Уфа — Петропавловск» в 2009 году посредством криминальной врезки. 

Дело было раскрыто следственными органами управления ФСБ России по Курганской области. Очень часто преступники успевают уйти от справедливого возмездия в таких вот ситуациях либо же не хватает доказательств их виновности. Но органы госбезопасности сработали на совесть, предоставив суду неопровержимые улики.

 

Так уж обстоят дела, что нефтепродуктопровод, если продраться взором сквозь мешанину акционерных обществ и акционерных компаний, по сути является объектом государственным. Уральское объединение трубопроводного транспорта нефтепродуктов (как вариант — ОАО «Уралтранснефтепродукт») еще в 90-е годы влилось в состав более крупной компании. Теперь общество является дочерним подразделением холдинга ОАО «АК «Транснефтепродукт». Попросту говоря, частью системы российских магистральных нефтепродуктопроводов.

 

Будучи одним из основных звеньев «Транснефтепродукта», ОАО «Уралтранснефтепродукт» имеет важное стратегическое значение. Его магистрали обеспечивают, в частности, транспортировку нефтепродуктов в восточном направлении — «Уфа — Омск» и «Уфа — Петропавловск». Здесь транспортируются нефтепродукты, предназначенные для потребителей Свердловской, Курганской, Тюменской и Омской областей, а также на экспорт в Казахстан. Словом, очень важный для экономики страны объект выбрали для пополнения собственных кошельков воры. Немудрено, что их действиями заинтересовались органы госбезопасности. ФСБ ведь не только от внешних врагов или, допустим, террористов Россию защищает, но и от тех, кто покушается на ее экономическое благополучие.

 

Поясним, почему приговор был оглашен только в 2011 году, хотя криминальных качальщиков взяли еще осенью 2009 года. По данному делу было проведено 11 экспертиз, в том числе фоноскопическая. Кое-какие из экспертиз заняли достаточно длительное время. Плюс работать следователям пришлось с большой группой лиц — надо ведь разобраться, кто подельник, кто ценный свидетель, а кто наемный работник, не осведомленный о криминальном происхождении дизтоплива, поступавшего на АЗС. Вот отсюда и серьезный интервал между началом следствия и оглашением приговора.

 

Вообще, фабула дела с криминальной врезкой в нефтепродуктопровод проста, как пять копеек. Оглашая приговор в отношении шумихинцев, решивших подзаработать кражей дизельного топлива, судья Ольга Михалева обрисовала довольно незамысловатую схему хищения, применявшуюся в данном случае. По данным следствия, получившим подтверждение в ходе судебного процесса, в период до 6 октября 2009 года учредитель и директор ООО «Байкал» Владимир Ситников из корыстных, как говорится, побуждений вступил в предварительный сговор с еще одним учредителем того же общества с ограниченной ответственностью — Александром Крахоткиным. Договорились они, ни больше ни меньше, о хищении чужого имущества. А конкретно — дизельного топлива из магистрального нефтепродуктопровода «Уфа — Петропавловск». Нашли подельники каких-то сговорчивых ребят, согласившихся за материальное вознаграждение организовать незаконное подключение к трубе НПП на 514-м километре (чтобы поближе к «байкаловской» автозаправочной станции).

 

С грустью приходится констатировать, что хищение горюче-смазочных материалов в России давно уже поставлено на широкую ногу. То есть говорить о централизованном преступном бизнесе такого рода, может, и не стоит, но количество фактов, когда предприимчивые людишки крадут топливо прямо из нефтепродуктопроводов, пожалуй, даже и не поддается точному исчислению. Таких примеров сотни и сотни, а то и тысячи на бескрайних просторах нашей богатой углеводородным сырьем Родины.

 

Недаром имеются соответствующие нормативные правовые акты, в которых не то что наказание за криминальные врезки предусмотрено, а даже подробнейше изложена их классификация, описаны методы расчета причиненного ущерба. Например, сам термин «криминальная врезка» расшифровывается тщательно. Речь идет о проделанном в стенках трубопровода (или какого-либо его элемента) отверстии, предназначенном для хищения нефтепродуктов. По виду и конструкции врезки разделяют на неквалифицированные и квалифицированные. Первые представляют собой банальные отверстия в трубопроводе или его оборудовании, не снабженные специальным приспособлением для кражи нефтепродукта. Ну вроде как на скорую руку продырявят трубу, хапнут ГСМ и поминай как звали. Другое дело квалифицированная врезка. Та же дыра в трубопроводе, но уже с приспособлением для кражи нефтепродукта — патрубком, снабженным запорным устройством, а также со шлейфом или без него или возможностью подключения шлейфа. Шлейфом называется отвод (труба или шланг), присоединяемый к верхней части патрубка и используемый для кражи топлива из трубопровода в передвижную цистерну (бензовоз) или стационарную емкость.

 

В Шумихе воры использовали как раз вариант с квалифицированной врезкой. К нефтепроводу приварили трубу, внутри которой просверлили отверстие в стенке магистрали. Далее все как полагается в таких случаях: на патрубок навернут шаровой кран, а на него надет армированный резиновый шланг, который скрытно (под слоем грунта) выведен к резервной емкости для хранения топлива объемом около 26 кубометров, находящейся на территории АЗС «Байкал». Если кто не в курсе, это на 125-м километре автотрассы «Курган — Челябинск».

 

Монтаж этой немудреной конструкции был завершен в ночь с 7 на 8 октября 2009 года. Еще до этого Владимир Ситников по согласованию с Александром Крахоткиным расторг договор об оказании услуг по охране имущества с ЧОП «Стрелец». Суд согласился со следствием, что данный шаг был предпринят для облегчения совершения преступления, обеспечения тайности хищения нефтепродуктов. Хотя лично я не стал бы с ходу отбрасывать версию, что расторжение договора со «Стрельцом» могло сработать с точностью до наоборот, насторожив не только чоповцев, но и правоохранительные органы. Разумеется, владельцы «Байкала» подстраховались, приняв в штат троих охранников. Их подбор был поручен Ю. В. Андрееву. В итоге в качестве охранников на заправку оформили М. С. Андреева, Е. Ю. Белоусова, а также С. Д. Карачарова. Последний прежде был трудоустроен на той же АЗС в качестве оператора. Постепенно Сергею Карачарову объяснили, какое дело затевается, и пообещали за содействие материальное вознаграждение. Ну а парочка других охранников вроде как оставалась в неведении, полагая, что просто выполняет свои служебные обязанности.

 

Тем временем резервная емкость наполнялась краденым дизтопливом. По мере того, как уровень ГСМ в ней повышался, емкость опорожняли. С реализацией халявной солярки, надо полагать, проблем не возникало. Благо АЗС расположена на крайне оживленной трассе, всевозможные фуры по ней идут довольно густо. Количество похищенного из нефтепродуктопровода и реализованного топлива аккуратно учитывалось. Всего, по версии следствия, нашедшей подтверждение в ходе судебного процесса, за период с 9 по 21 октября 2009 года В. И. Ситниковым, А. А. Крахоткиным, Ю. В. Андреевым и С. Д. Карачаровым совместно было похищено из МНПП «Уфа — Петропавловск» около 180 тыс. литров дизельного топлива. При расчетной плотности 0,849 тонны на метр кубический получается порядка 153 тонн. По примерным прикидкам, преступная группа этими своими действиями причинила ОАО «Уралтранснефтепродукт» ущерб на сумму свыше 2 млн. рублей. А это уже особо крупный размер, то есть п. б ч. 4 ст. 158 Уголовного кодекса РФ (кража).

 

Итак, три недели ловкачи успешно поворовывали топливо и торговали им. Но, к великому сожалению воров, на их след вышли сотрудники УФСБ по Курганской области. Они провели необходимые оперативно-розыскные мероприятия, установили, кто причастен к совершению преступления, собрали достаточно веский багаж улик и взяли голубчиков. Операция проникновения на территорию АЗС была проведена четко и грамотно. Оперативники ФСБ на невзрачном микроавтобусе подъехали к зданию заправки. Закрывшиеся там охранник и оператор не пожелали добровольно впустить сотрудников. Поэтому чекисты моментально высадили стеклопакет размером с форточку и буквально ввинтились в помещение. Находившихся там «байкаловцев» быстренько скрутили и вывели наружу. А тут, как на заказ, и один из организаторов преступного бизнеса Александр Крахоткин пожаловал на собственном автомобиле. Ну и его, естественно, под белы рученьки препроводили в микроавтобус, потом в ИВС, а затем уж и в СИЗО, где они с Владимиром Ситниковым и провели все время вплоть до оглашения приговора.

 

Как уже говорилось, улики, собранные сотрудниками ФСБ по факту криминальной врезки в нефтепродуктопровод, были благосклонно приняты судом, в их истинности не возникло никаких сомнений. В результате пара организаторов преступного бизнеса (граждане Ситников и Крахоткин) отправилась за решетку. Каждый на пять лет с отбыванием наказания в колонии общего режима (правда, они уже провели в СИЗО куда как более года, так что это время пойдет в зачет срока). Двое их «коллег», выступавших, скорее, на подхвате и не успевших извлечь никаких выгод из торговли ворованным дизельным топливом, осуждены условно: один – на пять лет, второй – на четыре года с испытательными сроками четыре и три года соответственно.

Сергей Милютин 

"Курган и курганцы"