Наверх

Итоги интеграции

Дата публикации: 06 Апреля 2011 Распечатать

В марте президент ОАО «АК «Транснефтепродукт» Владимир Александрович Шиманович встретился с представителями ведущих российских СМИ. Журналистов интересовали самые разные аспекты деятельности предприятия. Не обошли они вниманием и наиболее острые для «Траснефтепродукта» вопросы.

 

- Владимир Александрович, с какими результатами ОАО «АК «Транснефтепродукт» (ТНП) завершил 2010 года, как на них повлиял процесс интеграции ОАО «АК «Транснефтепродукт» в состав ОАО «АК «Транснефть»?

 

За прошедший год, мы приняли немало знаковых решений, которые дали импульс к серьезному движению вперед. Самое главное – это наши финансовые результаты и то, как эффективно мы использовали дополнительные средства. Доход по всей системе МНПП «Транснефтепродукта» составил 32.8 млрд. руб., а чистая консолидированная прибыль, которая планировалась на уровне 3 млрд. руб., в итоге достигла 8,9 млрд. руб. это достаточно большие средства которые позволили увеличить объем работ в рамках Комплексной программы ТПРиКР, закупить много спецтехники, и теперь у нас каждая десятая машина новая. Кроме того, была досрочно погашена приличная часть долга перед АК «Транснефть» за проект «Север», соответственно сократился размер основной части кредита и уменьшилась его процентная составляющая. Плюс ко всему компания значительно понизила нам процентную ставку по кредиту. И это тоже не может не влиять на оздоровление «Транснефтепродукта». Мы достигли хороших показателей и по объемам транспортировки нефтепродуктов. Всего по МНПП было прокачано свыше 30 млн т, из них на внутренний рынок ушло почти 9 млн т. Это говорит о том, что мы правильно выстроили отношения с поставщиками, не взвинчивали цены, принимали взвешенные решения, связанные с хранением нефтепродуктов и не допустили затоваривания, т. е. мы все время были готовы принять новые объемы нефтепродуктов, а также открыты для новых диалогов.

 

В прошлом году в ТНП проводились многочисленные диагностические обследования трубопроводов. Каковы итоги этой работы?

 

Не буду скрывать, что самым «больным» для нас вопросом в этом плане стала диагностика трубопроводного кольца вокруг столицы. Этот объект построили в 70–80-х годах. Проблема состояла в том, что полную диагностику Московского кольцевого нефтепродуктопровода никогда не проводили. Нам было чрезвычайно важно знать, в каком состоянии он находится. Работать приходилось много, были сложные ситуации и бес- сонные ночи, причем не только у меня. Движение внутритрубных инспекционных приборов в некоторых местах затрудняли сложные изгибы трубы. Мы обследовали все трубопроводное кольцо, в том числе подводный переход через Москву-реку,– состояние МНПП вполне соответствует нормативным требованиям компании. Во всех остальных подразделениях «Транснефтепродукта» диагностика продуктопроводов проходила в соответствии с рабочим графиком и не имела такой остроты. Вплоть до 2017 года у нас запланированы серьезные инвестиции в техническое перевооружение и реконструкцию системы – ежегодно это свыше 8 млрд руб. Кстати, это в несколько раз превышает ту сумму, которая тратилась в ТНП на данные мероприятия до интеграции с «Транснефтью» и составляла 2,5–3 млрд руб. В текущем году мы планируем также направить более 1 млрд руб. на капремонт и почти 700 млн руб. на диагностику

 

Распоряжением Правительства РФ «Транснефтепродукту» предоставлено право учреждения частной охранной организации. Что изменилось в деятельности предприятия в связи с появлением данной структуры?

 

Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 272-ФЗ в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной деятельности в Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие, что частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Чтобы сохранить сложившуюся систему охраны объектов МНПП, мы вышли с обращением в Правительство РФ о необходимости принятия постановления, предоставляющего «Транснефтепродукту» полномочия охранять объекты силами дочерних охранных предприятий. Таким образом, никаких изменений не произошло, мы сохранили, что имели.

 

Какие новые технологии используются в борьбе с незаконными врезками и какие способы их обнаружения наиболее эффективны? Как рост цен на топливо влияет на безопасность трубопроводов?

 

К сожалению, в связи с ростом цен на бензин усиливаются атаки на МНПП со стороны преступных групп. Часть несанкционированных врезок обнаруживается при пропуске диагностических приборов, также мы используем данные систем обнаружения утечек устанавливаем современные системы контроля, фиксирующие любые попытки проникновения в трубу. Мы понимаем, что наш противник очень изощрен. Например, в Самарской области выявлены врезки, сделанные методом наклонно-горизонтального бурения и проложенные на глубине более 5 м многокилометровыми отводами. Несколько врезок обнаружено на подводных переходах МНПП. Преступники ищут все новые способы прокладки отводов, чтобы никакие поисковые приборы не могли их зафиксировать. Но мы тоже не стоим на месте, и борьба с этим злом продолжается. Всего в прошлом году мы обнаружили 287 криминальных врезок, из них 57 на территории Украины, Белоруссии, Казахстана. Наиболее проблемными регионами в России считаются Челябинская, Самарская и Ленинградская области, где в общей сложности было выявлено 146 криминальных врезок. Там орудуют организованные преступные группировки (ОПГ), которые длительное время специализируются на хищении нефтепродуктов из МНПП и занимаются этим бизнесом в промышленных масштабах. Хочу обратить внимание на то, что наша служба безопасности при всей ее оснащенности и профессионализме личного состава не имеет полномочий заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Поэтому успех достигается там, где с нами тесно взаимодействуют правоохранительные органы. В частности, показателен пример сотрудничества с правоохранительными органами Орловской области. Там, работая сплоченно, мы смогли вычислить схему сбыта украденного топлива, что позволило разоблачить несколько ОПГ и определить организаторов незаконных проникновений в нефтепродуктопроводы. Участники ОПГ были осуждены на сроки от 6 до 10 лет лишения свободы. Опыт показывает, что там, где правоохранительные органы на уровне главных и районных управлений реагируют на наши предложения о сотрудничестве и создают оперативные группы из 3–4 человек, которые с нами постоянно взаимодействуют, результаты по пресечению деятельности ОПГ резко идут вверх. Можно сказать, мгновенно. Такое сотрудничество было бы для нас очень плодотворным,

 

мы будем об этом постоянно говорить и будем настаивать на создании таких групп. Желательно, конечно, чтобы они были штатными. Ведь, как бы мы не укрепляли свои службу безопасности и охранные предприятия, мы не сможем до конца решить проблему несанкционированных врезок без поддержки правоохранительных органов.

 

На какой стадии сейчас находится реализация проекта «Юг»? Будет ли создано совместное предприятие и определены ли компании, которые могли бы в него войти?

 

Вопрос одновременно и сложный, и легкий. Целесообразность реализации этого проекта очевидна: и новый незамерзающий порт в Новороссийске, и подсоединение к системе МНПП ТНП двух НПЗ. Мощность трубопровода Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск, возможные объемы его загрузки определены. В то же время решения по источникам финансирования проекта до сих пор не найдено и гарантий заполнения МНПП тоже пока нет. Формула «качай или плати» в данном случае может не сработать. Строить трубу нужно только тогда, когда все действительно искренне в ней заинтересованы. В трубе заинтересованы все. Это очень удобно. Мы ожидаем распоряжения правительства по этому проекту в течение ближайших двух-трех месяцев. В случае положительного решения, в нашей инвестпрограмме предусмотрены расходы на разработку проектной документации в размере 2,4 млрд руб. Общая стоимость проекта (в ценах 2009 года) составляет 86 млрд руб.

 

ОАО «АК «Транснефть» строит технологический тоннель между ПНБ «Грушовая» и «Шесхарис». Рассматривался ли вопрос об использовании его потенциала для осуществления проектов «Транснефтепродукта»?

 

Если будет возможность задействовать этот тоннель в интересах «Транснефтепродукта», мы обязательно ее используем. ОАО «АК «Транснефть» – наша материнская компания. Во многих вопросах она идет нам навстречу и уже неоднократно поддерживала многие наши решения. Повторюсь, без компании мы бы не достигли тех результатов, которые имеем сегодня.

 

Следующий вопрос касается МН Полоцк – Вентспилс. Как известно сейчас в Латвии начато судебное разбирательство, инициированное белорусским предприятием НРУПТН «Дружба».

 

Спор идет о принадлежности технологической нефти, находящейся в этом нефтепроводе. Ваш комментарий.

 

Даугавпилсский суд принял иск от белорусской «Дружбы» в конце прошлого года. По решению этого суда компания LatRosTrans, совладельцем которой является ОАО «АК «Транснефтепродукт», приостановила откачку технологической нефти из данного магистрального нефтепровода. В связи с этим обстоятельством возникли два аспекта, которые волнуют не только нас. Один из них – технологический (экологический), другой – финансовый (экономический). Начнем с первого. То, что сегодня остановлено вытеснение сырья из трубы, без учета экологических рисков, это, мягко говоря, непрофессионально. Нефтяная труба на этом участке не эксплуатировалась и не диагностировалась долгие годы. Кто будет нести ответственность в случае нарушения экологии региона? Я не возражаю против судебного процесса, который должен определить право собственности на нефть. Как вариант, можно было бы ее вытеснить и продать, а вырученную сумму положить на депозит и ждать решения суда – это уже второй аспект проблемы. В решении спора о владельце этой технологической нефти закралась существенная судебная ошибка со стороны латвийского суда, которая заключается в том, что он не потребовал финансового обеспечения от страны-заявителя. Для того чтобы претендовать на имущество, надо обеспечить свой иск деньгами, потому что за нанесенный ущерб с проигравшего участника судебного процесса произведут взыскание. Судебное дело может затянуться надолго, и кто будет компенсировать убытки за бесплатное хранение нефтепродуктов в резервуарах в течение этих лет?

 

Еще одна острая тема – судебные тяжбы «Транснефтепродукта» с рыбным хозяйством «Борок» в Нижнем Новгороде. Какое там принято решение?

 

Окончательное решение по этому делу еще не принято. Наше предприятие, безусловно, признает свою вину в том, что в результате аварии на нефтепродуктопроводе Альметьевск – Нижний Новгород в 2007 году, был нанесен экологический ущерб природе. По решению суда с нас хотят взыскать в пользу рыбхоза 1,12 млрд руб. Откуда взялась эта цифра? Такое впечатление, что представленная сумма вообще взята с потолка. Стоимость дноуглубительных работ просчитана так, что легче было бы построить новый порт, чем рекультивировать пруд. По нашим подсчетам реальные потери там значительно ниже и составляют 50 млн руб., включая судебные издержки. Пока все запросы и ходатайства, направленные нами в суд, по непонятным причинам отклонены. Странно, но он иногда вообще отклоняет наши ходатайства по делу без мотивации. Мы считаем, что в ходе судебного разбирательства у суда сформировалась предвзятая позиция, направленная на скорейшее взыскание с ТНП денежных средств, которая не позволила ему объективно оценить наши доводы и обстоятельства дела, а также изначально определила его исход. Об этом мы также официально заявляли в суде. Мы даже подавали заявление об отводе судей, так как считаем, что имеются обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Но сдаваться мы не будем. Продолжим дальше подавать апелляции. Дойдем до высшей инстанции. Когда закончится дело, ТНП предоставит расширенную информацию по этой теме, с целью показать, как мошенники пытаются обогатиться на государственных компаниях, прикрываясь плакатами защитников экологии.

 

Как изменилась социальная политика ТНП после его интеграции в систему АК «Транснефть»?

 

Общая социальная политика формируется в ОАО «АК «Транснефть». Отмечу лишь, что мы постепенно улучшаем климат внутри «Транснефтепродукта». На наших предприятиях практически прекратилась текучесть кадров, а ведь в 2008 году она превышала 20 %. Свободных вакансий на данный момент почти нет. Привлечь работников нам удается не только за счет повышения заработной платы и премиальных. Напомню, что рабочему персоналу мы подняли зарплату на 19 % и по уровню зарплат работников сейчас приближаемся к АК «Транснефть». Также выделяются средства на покупку жилья сотрудникам, прежде всего в региональных подразделениях ТНП, компенсируется аренда квартир. Таким образом, у нас появляется маневр для внутрикорпоративного передвижения кадров. Еще один положительный факт – высококвалифицированным специалистам выплачиваются персональные надбавки. Кроме того, в последние годы к нам приходит много выпускников ведущих профильных вузов. Из числа наиболее талантливых молодых специалистов мы уже создали кадровый резерв, в том числе и на должности топ-менеджеров. Прошлым летом был хорошо организован санаторно-курортный отдых сотрудников ТНП. Свыше 700 детей работников предприятия побывали в корпоративном оздоровительном лагере. Причем там они не только отдыхали, но и узнавали немало интересного о трубопроводных профессиях. Мы считаем, что такой отдых поможет будущим выпускникам школ определиться с профессиональным выбором и стать патриотами отрасли. Надо отметить, что в этом году многие ребята подали заявки в профильные вузы на обучение за счет компании.

 

В каком объеме ТНП оказывает благотворительную помощь?

 

Ежегодно на благотворительные цели выделяется около 20 млн руб. В связи с тем что эта сумма достаточно небольшая и рассчитана на все наши подразделения, мы внимательно и скрупулезно изучаем информацию о тех, кому требуется помочь. Наши специалисты выезжают на место, проверяют финансовые документы будущего адресата благотворительности, оценивают объемы необходимой помощи. В приоритете – медицинские учреждения, детские дома и интернаты для детей с ограниченными возможностями. Поддерживаем ветеранов Великой Отечественной войны, например, взяли шефство над 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизией. К сожалению, и у наших сотрудников есть тяжелобольные дети, которым мы, естественно, также стараемся помогать. В завершение скажу – поскольку процесс интеграции в систему ОАО «АК «Транснефть» еще не закончен, работы впереди достаточно много. Но в то же время приятно осознавать, что вся наша деятельность направлена на успешное развитие предприятия.

 

Оксана Глубоковская 

ТТН