Наверх

Во спасение бора

Дата публикации: 04 Апреля 2011 Распечатать

Более пятидесяти лет назад через Заельцовский бор – одно из любимых мест отдыха жителей Новосибирска – был проложен трубопровод для перекачки нефтепродуктов. Со временем магистраль и вовсе оказалась в городской черте. Обслуживать ее становилось все проблематичнее.

 

Чтобы разрешить ситуацию, а так же сохранить лесной массив, руководство компании приняло решение проложить новый нефтепродуктопровод в обход рекреационной зоны.

 

Парадоксы истории.

 

В 1952 году, в рамках реализации проекта поставки нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов Башкирии и Омске для обеспечения нужд промышленности и сельского хозяйства Западной и Восточной Сибири, Дальнего востока, было начато строительство МНПП Омск- Сокур. Один из участков этого МНПП был проложен в селитебной зоне г. Новосибирска по территории Заельцовского бора.

 

Возможно, тогда вопросам экологии не уделялось должного внимания. Однако сейчас нефтепродуктопровод, проходящий через заповедную зону реликтовых лесов, вызывает много вопросов и обеспокоенность у отдыхающих, горожан и, конечно экологов. Парк, расположенный на правом берегу р. Обь, - место активного отдыха горожан.

 

Вопрос о выносе магистрального нефтепродуктопровода из Заельцовского бора поднимался неоднократно на разных уровнях во времена СССР и уже в современной России. Основной проблемой являлся источник финансирования. Только в 2010 года ОАО «АК «Транснефтепродукт» смогло изыскать собственные финансовые ресурсы и направить их на реализацию проекта. Решение о переносе, продиктованное требованиями промышленной безопасности к опасным производственным объектам, отвечает не только интересам компании, но и направлено на улучшение общей экологической ситуации в городе, поэтому большая поддержка в реализации проекта была оказана местными и региональными властями.

 

Реализацией проекта занимается дочернее общество «Транснефтепродукта» - ОАО «Сибтранснефтепродукт».

 

 

 

- Мы до сих пор удивляемся, как можно было построить трубопровод в Заельцовском бору, - говорит генеральный директор ОАО «Сибтранснефтепродукт» Д.ВЮ Вольвач. – Близость города, большое количество переходов и переездов, дачные участки, реликтовые леса… Вопрос о переносе трассы поднимался уже давно, хорошо, что теперь он будет решен.

 

В зоне повышенного внимания.

 

Если 50 лет назад в районе Заельцовского бора можно было увидеть лишь немногочисленных любителей природы, то сегодня здесь расположился целый комплекс сооружений для отдыха горожан. Это и парк культуры, и детская железная дорога, и зоопарк. Понятно, что в месте массового скопления людей трубопровод находиться не должен. К тому же, чтобы поддерживать его работу в нормальном состоянии, необходимо проводить профилактические мероприятия. А делать это посреди реликтового леса на глазах отдыхающих, причем довольно часто и с применением тяжелой техники, не вполне разумно.

 

- Решение о выносе нефтепродуктопровода из рекреационной зоны согласуется и с требованиями промышленной безопасности к производственным объектам данного уровня, - продолжает Д.В. Вольвач. – близость городской инфраструктуры существенно повышает риск возникновения нештатных ситуаций в процессе эксплуатации и ремонта магистрали, а соответственно и ущерба, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью людей.

 

Время реальных дел.

 

 

 

Интеграционные процессы ОАО «АК «Транснефтепродукт» и ОАЛ «АК «Транснефть» положительно повлияли на систему ТНП. Появилась возможность реализовывать новые проекты. Так, в настоящее время в «Сибтранснефтепродукте» помимо строительства трубопровода в обход Заельцовского бора выполняется серьезная задача по обновлению резервуарного парка на ЛПДС «Омск».

 

- Окончательное решение о переносе участка из городской черты Новосибирска было принято недавно, - рассказывает главный инженер ЛПДС «Сокур» Е.Н. Литвинов. – В прошлом году началась работа над проектом, а в этом мы уже приступили к строительным работам. Работники станции задействованы в них с самого начала: они занимаются оформлением землеотводов, перевалкой материалов. Ведь вся трубная продукция и большая часть оборудования поступают на склады ЛПДС «Сокур», и наши сотрудники производят из входной контроль. Кстати, когда приходили вагоны с трубами, в разгрузке иногда участвовало более трети всего персонала станции. Так же мы следим за качеством работ, выполняемых на трассе.

 

Новый трубопровод пересечет четыре района Новосибирской области – Коченевский, Новосибирский, Мошковский и Колыванский. Нужно сказать, что взаимоотношения с органами местного самоуправления складывались у заказчика по-разному. В одних администрациях все вопросы по оформлению земельных участков под строительство решались оперативно, в других – должностные лица затягивали процесс регистрации.

 

При проведении строительства нефтепродуктопровода в обход Заельцовского Бора под Новосибирском ОАО «Сибтранснефтепродукт» столкнулось с противодействием собственников земли.

 

Помимо бюрократических сложностей, руководство компании столкнулось и с проявлениями человеческой жадности, и с жаждой легкой наживы. В январе-феврале 2011 года землевладельцы по участкам которых согласно проекту проходит МНПП, направили в адрес ОАО «Сибтранснефтепродукт» обращение с экономически необснованными требованиями в части выкупа и возмещения убытков. Примечательно, что данные владельцы земли приобрели право собственности в июне-августе 2010 года. При этом в 2009 году для выполнения кадастровых работ уже было получено предварительное согласование на прохождение трассы МНПП от собственников земельных участков.

 

Реализация проекта, призванного сохранить природу, снизить для жителей риски техногенных катастроф, попала в зависимость от желания нескольких человек получить сиюминутную выгоду. Так, например, один из землевладельцев оценил согласие на проведение на своем участке работ по монтажу трубопровода протяженностью 200 м в 16 млн. руб.

 

Руководство ОАО «Сибтранснефтепродукт» провело несколько рабочих встреч по вопросу землеотведения с собственниками земли, администрацией города Новосибирска, Новосибирской области, органов местного самоуправления. Был достигнут определенный прогресс, но работа по подписанию договоров аренды и соглашений с владельцами земельных участков продолжается.

 

 

 

 

 

Трасса с запасом прочности

 

Основная масса специалистов участвующих в сооружении новой магистрали, в своем деле не новички. У многих за плечами строительство нефтепровода ВСТО-1 и БТС-2. люди знают, что приехали на важную стройку и относятся к этому с большой ответственностью.

 

- На трассу мы вышли в сентябре 2010 года, все работы выполняем согласно графику, - комментирует обстановку представитель субподрядчика, начальник участка ООО «Стройконтакт» В.С. Пушкин. – Основные сложности проекта связаны с труднопроходимыми местами (болота, пойменная часть рек), а так же с многочисленными переходами – одних только дорог трубопровод пересечет полтора десятка, причем две из них железнодорожные.

 

Помимо этого продолжается строительство подводного перехода через р. Обь. Подводный переход будет состоять из двух ниток- основной и резервной. Уже проложена основная нитка. Переход реки производится горизонтально-направленным бурением. Данный метод используется при прокладке коммуникаций и позволяет проводить работы бестраншейным способом, не разрушая лесопарковое хозяйство, под дном рек и водоемов. Он является наиболее современным и перспективным и применяется впервые в ОАО «Сибтранснефтепродукт» при строительстве трубопровода. В настоящий момент ведется бурение пилотной скважины общей протяженностью 1259 м, и сейчас уже пройдено более половины дистанции.

 

Вслед за сварочными бригадами следуют изолировщики. Обработка стыков трубопровода производиться с помощью термоусаживающихся манжет. За сутки брагада проходит от 20 до 40 стыков – это от 220 до 500 метров труб. Последовательность операций и действиыя работников контролируют мастер субподрядной организации (ООО «Стройконтакт») и представитель технического надзора (ОАО ЦТД «Диаксан»)

 

- Специалисты подобрались здесь очень квалифицированные, отмечает инженер технического надзора ОАО ЦТД «Диаскан» Д.Н. Сизых. – Претензий к их работе нет. Особенно хочется отметить качество применяемых для изоляции материалов. По окончании технологической операции мы обязательно исследуем стык на соответствие установленным параметрам. Так вот, по адгезии (сцеплению поверхностей) эти параметры превышают норму как минимум в два раза. Мы вообще не сталкивались на этом объекте со случаями плохой адгезии – за все время не был забракован ни один стык.

 

Магистраль в обход Заельцовского бора строится с учетом ерспективных проектов «Транснефтепродукта». В планах - строительство нефтепродуктопровода Ачинск – Кемерово – Сокур, который позволит принимать в систему нефтепродукты с Ачинского НПЗ и увеличение приема с Омского НПЗЮ Уфимской группы НПЗ и «Салаватнефтеоргсинтеза»

 

- На трубопроводе предусмотрена заводская изоляция, - продолжает главный инженер ЛПДС «Сокур» Е.Н. Литвинов, - которая избавит нас от нынешней головной боли. Дело в том, что на старом изоляция была битумной и разрушалась, ее постоянно приходилось реставрировать. Не будет здесь и подкладных колец и мы наконец –то сможем нормально диагностировать трубопровод. Так же будут устанровлены электроприводные задвижки и телемеханика, т.е. можно будет управлять процессом перекачки дистанционно.

 

Магистраль в обход Заельцовского Бора будет находиться в одном техническом коридоре с нефтепроводом Омск – Миркутстк, что упростит ее обслуживание в будущем.

 

- Сдача нефтепродуктопровода запланирована на август 2011 года. Но так как трубы у нас завезены уже в полном объеме и по землеотводу, несмотря на все сложности, вопросы решаются довольно оперативно, я думаю строительство мы закончим к маю, - считает Д.В. Вольвач. –Ну а к концу лета по новому нефтепродуктопроводу пойдут первые партии нефтепродуктов. 

ТТН